«ITSGIS» – это геоинформационная система (ГИС) с многослойной электронной картой города, обеспечивающая работу с различными геообъектами городской инфраструктуры (дома, дороги, дорожные знаки, светофоры, световые опоры, закрепленные территории, остановки общественного транспорта, транспортные маршруты и др.), специализированными геообъектами (ДТП, места концентрации ДТП, места работ, ведущихся на улично-дорожной сети, и др.).
«ITSGIS» предназначен для автоматизации работ, выполняющих функции учета объектов городской инфраструктуры на основе геоинформационной системы.
В системе организовано разграничение прав доступа пользователей на основе георолей: одним пользователям разрешен только просмотр информации, тогда как другие обладают правом модификации данных, причем права определяются как с учетом слоя доступа, так и области на карте.
Дополнительные программные модули (плагины) расширяют функциональность системы и позволяют работать со специализированными геообъектами – точечными, линейными и полигональными геометриями на электронной карте с прикрепленной к ним семантической информацией.
«ITSGIS» является собственной разработкой научно-производственного центра «Интеллектуальные транспортные системы».
Ядро системы и инструмент просмотра карты с нанесенными объектами, возможностью подключения/отключения слоев, масштабирования, печати электронной карты. Обеспечивает многопользовательскую работу, выполнение геозапросов, разграничение прав доступа, сжатие, шифрацию, выборку геоданных.
Позволяет редактировать адресный план карты города, т.е. указывать привязку геопространственных объектов к их текстовому адресному описанию, редактировать справочники областей, населенных пунктов, районов, улиц, домов, автодорог, перекрестков и др.
Обеспечивает редактирование всех типов геопространственных объектов, их стилей отображения и параметров трансформации (вращение, перемещение и др.).
«ITSGIS. Дислокация дорожных знаков» – это геоинформационная система (ГИС), включающая в себя электронную карту и автоматизированную информационную систему, обеспечивающую работу с геообъектами – дорожными знаками. Система является дополнением к основному модулю геоинформационной системы «ITSGIS».
Система позволяет решать следующие задачи:
Рисунок 1 – Добавление опоры на электронную карту
Рисунок 2 – Добавление информации о ДЗ
Рисунок 3 – Дислоцированные дорожные знаки
Дорожный знак на электронной карте ставится в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки обозначаются в виде точечных объектов с семантической информацией.
В системе предусмотрена дислокация знаков на следующие виды опор:
Для учета и мониторинга дорожных знаков разработан модуль, который обеспечивает работу со сводной ведомостью дорожных знаков с подробной информацией о них (рис. 4). Сводная ведомость необходима для просмотра информации о:
Рисунок 4 – Сводная ведомость
«ITSGIS. Учет ДТП» – это геоинформационная система, которая входит в состав интеллектуальной транспортной системы, разработанной в ООО «Научно-производственный центр «Интеллектуальные транспортные системы» и является дополнением к основному модулю программы «ITSGIS». Геоинформационная система позволяет наблюдать состояние аварийности на электронной карте и помогает принимать решения по увеличению безопасности на наиболее опасных участках города.
Система предоставляет возможности:
Рисунок 1 – Карточка учета дорожно-транспортных происшествий
Одна из главных функций системы – быстрая и удобная дислокация ДТП на карту города (рис. 2). Данные заполняются на основе карточки ДТП. Так как процесс дислокации новых ДТП – часто повторяемая процедура, то интерфейс системы (рис. 3) спроектирован так, чтобы максимально уменьшить временные задержки.
Рисунок 2 – Карта с дислоцированными ДТП
Рисунок 3 – Заполнение информации о ДТП.
В программе реализован просмотр дислоцированных ДТП с возможностью фильтрации по всем введенным параметрам (Рис. 4).
Рисунок 4 – Сводная ведомость ДТП
Система имеет функцию автоматического поиска очагов аварийности (рис. 5).
Рисунок 5 – Карта с выявленными очагами аварийности
Реализована функция выдачи отчетов по дислоцированным ДТП и выявленным очагам аварийности (рис. 6-7). Формат отчетов может меняться.
Рисунок 6 – Отчет об очаге аварийности
Рисунок 7 – Автоматически сгенерированные отчеты
«ITSGIS. Учет интенсивности» предназначен для хранения, обработки и визуализации на электронной карте в среде геоинформационной системы «ITSGIS» информации об интенсивности транспортных потоков на улично-дорожной сети. Система является подсистемой интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и может использоваться в качестве отдельного программного модуля.
«ITSGIS. Учет интенсивности» позволяет осуществлять визуализацию данных об интенсивности на карте разными способами:
Рисунок – Отображение интенсивности транспортных потоков в «ITSGIS»
Для добавления данных в систему имеется инструмент, построенный на платформах Android и iOS, который позволяет использовать большинство мобильных устройств для добавления информации. С помощью данного инструмента осуществляется подсчет количества транспортных средств разного типа в единицу времени с указанием типа, отмечается участок улично-дорожной сети, на котором проводился сбор данных, указывается время сбора. Предусмотрена возможность импорта данных, хранящихся в других форматах, например из файлов MS Excel.
Экспорт собранных данных в системы нейросетевого анализа обеспечивает в «ITSGIS»:
«ITSGIS. Учет территорий» – это дополнение к основному модулю программы «ITSGIS», обеспечивающее работу с геообъектами городской инфраструктуры – участками закрепленных территорий. Она предназначена для автоматизации работ, выполняющих на основе геоинформационной системы функции учета территорий на улично-дорожной сети города.
Система повышает эффективность деятельности административных органов города в части учета закрепленных территорий в городе за счет:
«ITSGIS. Учет территорий» дает возможность:
Рисунок – Карта с закрепленными территориями
«ITSGIS. Учет территорий» позволяет решать задачи упорядочивания территорий городской инфраструктуры, географической привязки и отображения объектов на электронной карте города, хранения информации о состоянии объектов.
«ITSGIS. Дислокация светофоров» является дополнением к основному модулю программы «ITSGIS», предназначенным для дислокации светофоров и светофорных объектов на электронной карте, ведения учета установленных объектов, создания программ светофорных циклов. Система предоставляет пользователю широкие возможности по работе со светофорами и светофорными объектами на электронной карте города. Предусмотрена возможность объединения светофоров в светофорные объекты. По каждому светофору, светофорному объекту ведется карточка учета, содержащая обширную информацию о нем: тип управляющего оборудования, светофорные группы, адрес (рис. 1). Реализована возможность создания программ светофорных циклов, определяющих режим работы светофорного объекта.
Рисунок 1 – Окно редактирования светофорного объекта
Информация об установленных светофорах предоставляется как на электронной карте, так и в сводных ведомостях (рис. 2).
Рисунок 2 – Сводная ведомость светофоров
Предусмотрена защита пользовательских данных от несанкционированного доступа. Система обладает удобным интерфейсом, позволяющим работать с ней даже неопытному пользователю.
«ITSGIS. Дислокация ограждений» обеспечивает автоматизированную дислокацию, редактирование и отображение на улично-дорожной сети пешеходных и транспортных ограждений. На основании информации об установленных объектах, хранящейся в базе данных, формируются сводные ведомости и отчеты с возможностью их экспорта в различные текстовые редакторы.
Наиболее результативным средством обеспечения пассивной безопасности являются дорожные ограждения, служащие для направления и разделения транспортных и пешеходных потоков.
Для визуализации процесса дислокации управляющих объектов используется геоинформационная система «ITSGIS» предназначенная для сбора, хранения, обработки, отображения и распространения данных об объектах и процессах транспортной инфраструктуры. Необходимость ведения учета дислокации дорожных ограждений на электронной карте в среде геоинформационной системы «ITSGIS» продиктована не столько самой необходимостью учета всей семантической информации о данных объектах, сколько возможностью «ITSGIS» проводить интеллектуальный анализ миграции пешеходных потоков. Установка любого нового управляющего или управляемого объекта на улично-дорожной сети, представленной в среде ITSGIS, позволяет пользователю-исследователю наиболее наглядно оценивать или спрогнозировать транспортную ситуацию на улицах города.
Система «ITSGIS. Дислокация ограждений» (рис. 1) позволяет решать все задачи, связанные с установкой и редактированием дорожного ограждения, а также всей информации о нем. Для установленного ограждения можно изменять местоположение и геометрию, осуществлять мониторинг. Автоматически формируется сводная ведомость с возможностью фильтрации по различным параметрам (рис. 2).
Рисунок 1 – Добавление информации об ограждении
Рисунок 2 – Сводная ведомость ограждений
По результатам дислокации автоматически формируются все интересующие отчеты по установленным ограждениям с различного рода информацией: протяженностью, количеством секций, высотой и т.д.
Учитывается такой важный показатель как удерживающая способность. Уровни удерживающей способности ограждений выбирают с учетом степени сложности дорожных условий для участков автомобильных дорог и мостовых сооружений как для города, так и для трасс (согласно ГОСТ Р 52289-2004).
«ITSGIS. Инфо» – это геоинформационная система, которая входит в состав интеллектуальной транспортной системы, разработанной в ООО «Научно-производственный центр «Интеллектуальные транспортные системы» и является дополнением к основному модулю программы «ITSGIS». Геоинформационная система позволяет актуализировать информацию по организациям и предприятиям города.
Система предоставляет возможности:
Одна из главных функций системы – быстрое и удобное добавление организаций на электронную карту. Интерфейс системы спроектирован так, чтобы максимально упростить и ускорить эту процедуру (рис. 1).
Рисунок 1 – Заполнение информации об организации
В системе реализована функция просмотра информации по организациям (рис. 2).
Рисунок 2 – Просмотр информации об организации
Реализована функция формирования настраиваемых отчетов по организациям (рис. 3).
Рисунок 3 – Отчет по организациям города
«ITSGIS. Дислокация остановок» является дополнением к основному модулю геоинформационной системы «ITSGIS» и позволяет создавать и обрабатывать геообъекты транспортной инфраструктуры города – остановки общественного транспорта, для учета их на электронной карте города.
В системе реализована дислокация остановок на карте с возможностью редактирования семантической, географической и фото/видео информации о них (рис. 1). Информация, хранимая об ООТ, включает следующие сведения:
В зависимости от детализации карты остановка отображается двумя способами: точечным объектом или полигоном. Способ отображения объекта зависит от масштаба карты, которая в данный момент отображается на дисплей.
Рисунок 1 – Окно добавления информации об остановке
Для учета остановок существует возможность формирования сводной ведомости (рис. 2), которая содержит подробную информацию об остановках и имеет возможность фильтрации по различным параметрам, таким как:
Рисунок 2 – Сводная ведомость
Нанесенные в системе остановки используются в «ITSGIS. Маршруты».
«ITSGIS. Маршруты» предназначена для построения и поиска маршрутов, отображения их на электронной карте города. Система является дополнением к основному модулю геоинформационной системы «ITSGIS».
Система позволяет строить маршруты с учетом особенностей построения каждого из видов маршрутов и различных критериев оптимальности:
Для построения маршрута необходимо указать имя маршрута, тип, значимость, вид и тип транспорта, движущегося по маршруту. Для поиска оптимального пути требуется указать начальную точку маршрута, конечную, а так же выбрать критерий оптимальности. В «ITSGIS. Маршруты» предусмотрена возможность подготовки отчетов о маршрутах, а так же составление общей сводной ведомости