Описание

Геоинформационная система «ITSGIS»

«ITSGIS» – это геоинформационная система (ГИС) с многослойной электронной картой города, обеспечивающая работу с различными геообъектами городской инфраструктуры (дома, дороги, дорожные знаки, светофоры, световые опоры, закрепленные территории, остановки общественного транспорта, транспортные маршруты и др.), специализированными геообъектами (ДТП, места концентрации ДТП, места работ, ведущихся на улично-дорожной сети, и др.).

«ITSGIS» предназначен для автоматизации работ, выполняющих функции учета объектов городской инфраструктуры на основе геоинформационной системы.

    «ITSGIS» позволяет:
  • отображать карты распространенных форматов;
  • редактировать карту с помощью базовых графических примитивов;
  • гибко настраивать пользовательский интерфейс;
  • разрабатывать разнообразные модули («плагины»), расширяющие систему.

В системе организовано разграничение прав доступа пользователей на основе георолей: одним пользователям разрешен только просмотр информации, тогда как другие обладают правом модификации данных, причем права определяются как с учетом слоя доступа, так и области на карте.

Дополнительные программные модули (плагины) расширяют функциональность системы и позволяют работать со специализированными геообъектами – точечными, линейными и полигональными геометриями на электронной карте с прикрепленной к ним семантической информацией.

«ITSGIS» является собственной разработкой научно-производственного центра «Интеллектуальные транспортные системы».

Система строится из основного приложения и дополнительных подключаемых модулей – плагинов:

Ядро системы и инструмент просмотра карты с нанесенными объектами, возможностью подключения/отключения слоев, масштабирования, печати электронной карты. Обеспечивает многопользовательскую работу, выполнение геозапросов, разграничение прав доступа, сжатие, шифрацию, выборку геоданных.

Позволяет редактировать адресный план карты города, т.е. указывать привязку геопространственных объектов к их текстовому адресному описанию, редактировать справочники областей, населенных пунктов, районов, улиц, домов, автодорог, перекрестков и др.

Обеспечивает редактирование всех типов геопространственных объектов, их стилей отображения и параметров трансформации (вращение, перемещение и др.).

«ITSGIS. Дислокация дорожных знаков» – это геоинформационная система (ГИС), включающая в себя электронную карту и автоматизированную информационную систему, обеспечивающую работу с геообъектами – дорожными знаками. Система является дополнением к основному модулю геоинформационной системы «ITSGIS».

Система позволяет решать следующие задачи:

  • дислоцирование дорожных знаков на электронную карту города с проверкой допустимости установки геообъекта (рис. 1);
  • редактирование объекта установленного на электронной карте города и информации о нем (рис. 2);
  • изменение местоположения и направления установленного объекта;
  • мониторинг установленных на улично-дорожной сети объектов (рис. 3);
  • создание сводных ведомостей и отчетов об установленных объектах.

Рисунок 1 – Добавление опоры на электронную карту

Рисунок 2 – Добавление информации о ДЗ

Рисунок 3 – Дислоцированные дорожные знаки

Дорожный знак на электронной карте ставится в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки обозначаются в виде точечных объектов с семантической информацией.

В системе предусмотрена дислокация знаков на следующие виды опор:

  • независимая (самостоятельная);
  • опора-кронштейн;
  • световая (ламповая);
  • опора-растяжка.

Для учета и мониторинга дорожных знаков разработан модуль, который обеспечивает работу со сводной ведомостью дорожных знаков с подробной информацией о них (рис. 4). Сводная ведомость необходима для просмотра информации о:

  • всех установленных знаках;
  • знаках и опорах, установленных на определенной улице;
  • знаках плохого качества, подлежащих замене;
  • знаках, несоответствующих ГОСТУ и др.

Рисунок 4 – Сводная ведомость

«ITSGIS. Учет ДТП» – это геоинформационная система, которая входит в состав интеллектуальной транспортной системы, разработанной в ООО «Научно-производственный центр «Интеллектуальные транспортные системы» и является дополнением к основному модулю программы «ITSGIS». Геоинформационная система позволяет наблюдать состояние аварийности на электронной карте и помогает принимать решения по увеличению безопасности на наиболее опасных участках города.

Система предоставляет возможности:

  • дислокация ДТП на электронной карте на основе карточки ДТП (рис. 1);
  • поиск очагов аварийности в городе;
  • отображать ДТП и очаги аварийности на карте города;
  • просматривать статистические данные об очаге аварийности;
  • печать отчетов сводных ведомостей ДТП, участников ДТП, транспортных средств и очагов аварийности любых форматов.

Рисунок 1 – Карточка учета дорожно-транспортных происшествий

Одна из главных функций системы – быстрая и удобная дислокация ДТП на карту города (рис. 2). Данные заполняются на основе карточки ДТП. Так как процесс дислокации новых ДТП – часто повторяемая процедура, то интерфейс системы (рис. 3) спроектирован так, чтобы максимально уменьшить временные задержки.

Рисунок 2 – Карта с дислоцированными ДТП

Рисунок 3 – Заполнение информации о ДТП.

В программе реализован просмотр дислоцированных ДТП с возможностью фильтрации по всем введенным параметрам (Рис. 4).

Рисунок 4 – Сводная ведомость ДТП

Система имеет функцию автоматического поиска очагов аварийности (рис. 5).

Рисунок 5 – Карта с выявленными очагами аварийности

Реализована функция выдачи отчетов по дислоцированным ДТП и выявленным очагам аварийности (рис. 6-7). Формат отчетов может меняться.

Рисунок 6 – Отчет об очаге аварийности

Рисунок 7 – Автоматически сгенерированные отчеты

«ITSGIS. Учет интенсивности» предназначен для хранения, обработки и визуализации на электронной карте в среде геоинформационной системы «ITSGIS» информации об интенсивности транспортных потоков на улично-дорожной сети. Система является подсистемой интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и может использоваться в качестве отдельного программного модуля.

«ITSGIS. Учет интенсивности» позволяет осуществлять визуализацию данных об интенсивности на карте разными способами:

  • в виде точки с привязкой к ней числового значения интенсивности и даты измерения;
  • в виде линий различной толщины в зависимости от значения интенсивности;
  • в виде точки или линии различными цветами в соответствии с градацией цвета по величине значения интенсивности;
  • комбинированным способом, при котором величина интенсивности влияет как на цвет, так и на толщину символов.

Рисунок – Отображение интенсивности транспортных потоков в «ITSGIS»

Для добавления данных в систему имеется инструмент, построенный на платформах Android и iOS, который позволяет использовать большинство мобильных устройств для добавления информации. С помощью данного инструмента осуществляется подсчет количества транспортных средств разного типа в единицу времени с указанием типа, отмечается участок улично-дорожной сети, на котором проводился сбор данных, указывается время сбора. Предусмотрена возможность импорта данных, хранящихся в других форматах, например из файлов MS Excel.

Экспорт собранных данных в системы нейросетевого анализа обеспечивает в «ITSGIS»:

  • прогнозирование будущей интенсивности и аварийности;
  • локальное управление транспортными потоками на перекрестке;
  • построение оптимальной структуры светофорного цикла;
  • построение оптимальных транспортных маршрутов;
  • построение маршрутов для перевозки опасных грузов;
  • разработку схем регулирования движения транспортных потоков;
  • анализ состояния модели улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры;
  • оптимизацию величины движения городского муниципального и коммерческого транспорта и т.д.

«ITSGIS. Учет территорий» – это дополнение к основному модулю программы «ITSGIS», обеспечивающее работу с геообъектами городской инфраструктуры – участками закрепленных территорий. Она предназначена для автоматизации работ, выполняющих на основе геоинформационной системы функции учета территорий на улично-дорожной сети города.

Система повышает эффективность деятельности административных органов города в части учета закрепленных территорий в городе за счет:

  • автоматизации технологических процессов сбора и хранения информации, планирования и анализа существующих закрепленных городских территорий;
  • экономического обоснования расходования бюджетных средств города на содержание территорий городского округа;
  • обеспечения руководства полной, достоверной, оперативной и детализированной информацией о закрепленных территориях.
  • «ITSGIS. Учет территорий» дает возможность:

    • разграничить территории ответственности организаций;
    • хранить историю закрепленных территорий за несколько лет;
    • проводить анализ незакрепленных территорий (рис. 1);
    • учитывать территории, которые не подлежат закреплению.

    Рисунок – Карта с закрепленными территориями

    «ITSGIS. Учет территорий» позволяет решать задачи упорядочивания территорий городской инфраструктуры, географической привязки и отображения объектов на электронной карте города, хранения информации о состоянии объектов.

«ITSGIS. Дислокация светофоров» является дополнением к основному модулю программы «ITSGIS», предназначенным для дислокации светофоров и светофорных объектов на электронной карте, ведения учета установленных объектов, создания программ светофорных циклов. Система предоставляет пользователю широкие возможности по работе со светофорами и светофорными объектами на электронной карте города. Предусмотрена возможность объединения светофоров в светофорные объекты. По каждому светофору, светофорному объекту ведется карточка учета, содержащая обширную информацию о нем: тип управляющего оборудования, светофорные группы, адрес (рис. 1). Реализована возможность создания программ светофорных циклов, определяющих режим работы светофорного объекта.

Рисунок 1 – Окно редактирования светофорного объекта

Информация об установленных светофорах предоставляется как на электронной карте, так и в сводных ведомостях (рис. 2).

Рисунок 2 – Сводная ведомость светофоров

Предусмотрена защита пользовательских данных от несанкционированного доступа. Система обладает удобным интерфейсом, позволяющим работать с ней даже неопытному пользователю.

«ITSGIS. Дислокация ограждений» обеспечивает автоматизированную дислокацию, редактирование и отображение на улично-дорожной сети пешеходных и транспортных ограждений. На основании информации об установленных объектах, хранящейся в базе данных, формируются сводные ведомости и отчеты с возможностью их экспорта в различные текстовые редакторы.

Наиболее результативным средством обеспечения пассивной безопасности являются дорожные ограждения, служащие для направления и разделения транспортных и пешеходных потоков.

Для визуализации процесса дислокации управляющих объектов используется геоинформационная система «ITSGIS» предназначенная для сбора, хранения, обработки, отображения и распространения данных об объектах и процессах транспортной инфраструктуры. Необходимость ведения учета дислокации дорожных ограждений на электронной карте в среде геоинформационной системы «ITSGIS» продиктована не столько самой необходимостью учета всей семантической информации о данных объектах, сколько возможностью «ITSGIS» проводить интеллектуальный анализ миграции пешеходных потоков. Установка любого нового управляющего или управляемого объекта на улично-дорожной сети, представленной в среде ITSGIS, позволяет пользователю-исследователю наиболее наглядно оценивать или спрогнозировать транспортную ситуацию на улицах города.

Система «ITSGIS. Дислокация ограждений» (рис. 1) позволяет решать все задачи, связанные с установкой и редактированием дорожного ограждения, а также всей информации о нем. Для установленного ограждения можно изменять местоположение и геометрию, осуществлять мониторинг. Автоматически формируется сводная ведомость с возможностью фильтрации по различным параметрам (рис. 2).

Рисунок 1 – Добавление информации об ограждении

Рисунок 2 – Сводная ведомость ограждений

По результатам дислокации автоматически формируются все интересующие отчеты по установленным ограждениям с различного рода информацией: протяженностью, количеством секций, высотой и т.д.

Учитывается такой важный показатель как удерживающая способность. Уровни удерживающей способности ограждений выбирают с учетом степени сложности дорожных условий для участков автомобильных дорог и мостовых сооружений как для города, так и для трасс (согласно ГОСТ Р 52289-2004).

«ITSGIS. Инфо» – это геоинформационная система, которая входит в состав интеллектуальной транспортной системы, разработанной в ООО «Научно-производственный центр «Интеллектуальные транспортные системы» и является дополнением к основному модулю программы «ITSGIS». Геоинформационная система позволяет актуализировать информацию по организациям и предприятиям города.

Система предоставляет возможности:

  • добавление, редактирования, удаление организаций;
  • управление рекламой организаций;
  • отображение информации по организациям города;
  • формирование настраиваемых отчетов по организациям.

Одна из главных функций системы – быстрое и удобное добавление организаций на электронную карту. Интерфейс системы спроектирован так, чтобы максимально упростить и ускорить эту процедуру (рис. 1).

Рисунок 1 – Заполнение информации об организации

В системе реализована функция просмотра информации по организациям (рис. 2).

Рисунок 2 – Просмотр информации об организации

Реализована функция формирования настраиваемых отчетов по организациям (рис. 3).

Рисунок 3 – Отчет по организациям города

«ITSGIS. Дислокация остановок» является дополнением к основному модулю геоинформационной системы «ITSGIS» и позволяет создавать и обрабатывать геообъекты транспортной инфраструктуры города – остановки общественного транспорта, для учета их на электронной карте города.

В системе реализована дислокация остановок на карте с возможностью редактирования семантической, географической и фото/видео информации о них (рис. 1). Информация, хранимая об ООТ, включает следующие сведения:

  • адрес;
  • наименование;
  • вид транспорта;
  • номера маршрутов общественного транспорта, проходящих через данный остановочный пункт;
  • собственника;
  • наличие элементов обустройства.

В зависимости от детализации карты остановка отображается двумя способами: точечным объектом или полигоном. Способ отображения объекта зависит от масштаба карты, которая в данный момент отображается на дисплей.

Рисунок 1 – Окно добавления информации об остановке

Для учета остановок существует возможность формирования сводной ведомости (рис. 2), которая содержит подробную информацию об остановках и имеет возможность фильтрации по различным параметрам, таким как:

  • название;
  • адрес;
  • собственник;
  • маршруты общественного транспорта.

Рисунок 2 – Сводная ведомость

Нанесенные в системе остановки используются в «ITSGIS. Маршруты».

«ITSGIS. Маршруты» предназначена для построения и поиска маршрутов, отображения их на электронной карте города. Система является дополнением к основному модулю геоинформационной системы «ITSGIS».

    Работа в системе ведется со следующими видами маршрутов:
  • маршруты перевозки опасных грузов;
  • маршруты перевозки детей;
  • маршруты следования общественного транспорта;
  • оптимальные маршруты движения на личном транспорте.

Система позволяет строить маршруты с учетом особенностей построения каждого из видов маршрутов и различных критериев оптимальности:

  • минимальное расстояние;
  • минимальное время проезда;
  • минимизация возможных временных задержек;
  • минимальная сложность преодоления маршрута;
  • минимальная протяженность маршрута с ограничением на сложность преодоления каждого участка маршрута;
  • минимальная аварийность.

Для построения маршрута необходимо указать имя маршрута, тип, значимость, вид и тип транспорта, движущегося по маршруту. Для поиска оптимального пути требуется указать начальную точку маршрута, конечную, а так же выбрать критерий оптимальности. В «ITSGIS. Маршруты» предусмотрена возможность подготовки отчетов о маршрутах, а так же составление общей сводной ведомости